Кулинченко Надежда Васильевна

                                            

                                 

 


О художнике | Картины | Портреты | Art заказы | Курсы обучения | Мастер-классы | Индивидуальные уроки | Контакты


 

Мастер классы:

 

Акварель
Гуашь
Акрил
Букет цветов маслом
Свадебные бокалы
Лепка из полимерной глины
Масляная пастель и карандаши
Декупаж
Кракелюр (состаривание)
Батик: роспись по шелку
Роспись по стеклу
Роспись по фарфору
Роспись по дереву
Скрапбукинг
Золочение

 

Расписание
Техники

 

Техника золочения
 

Золочение - это техника декорирования, в которой применяются очень тонкие листы металла (листовая поталь). Имитацию золота (поталь) можно применять на разных поверхностях (керамике,  картоне, гипсе, дереве, стекле).

 

1. Общая история

2. Инструменты и материалы

3. Виды листового золочения

4. Советы по нанесению золота

5. Обработка позолоченной поверхности

6. Другие виды золочения
 

Общая история

Искусством золочения интересовались с давних времен. Оно было известно еще в доколумбовой Америке.

Листовое золочение считается самым древним методом, основные этапы которого применяются до сих пор. Сусальное золото берет свое начало в Древней Индии, дальше через Ближний Восток, простирается до Египта, его известных гробниц фараонов. В Древнем Египте для демонстрации власти золотой фольгой покрывали деревянные носилки фараонов. Такие носилки были легкими, а выглядели так, как будто сделаны из чистого золота. Этот способ золочения, начиная с X-XI веков, широко применялся и в Киевской Руси.

Золото в разных соединениях легко разлагается при нагревании и выделяется металлическое золото. Еще в древности позолотчики наносили позолоту на фарфор и стекло, а потом прокаливали его в печи, и на поверхности получался красивый ровный золотой узор. Тогда же было обнаружено, что в вакууме золото испаряется, образуя тонкую равномерную золотую пленку, которой таким образом покрывали изделия.

Для золочения в домашних условиях более подходит листовой метод, а также заменяющие его "холодные методы".
 

Инструменты и материалы

Процесс золочения требует специализированного набора инструментов и материалов:

1) подушка позолотчика и нож, для того, чтобы перемещать и разделять лист;

2) плоские похожие на кисти орудия для того, чтобы перемещать лист от подушки до позолачиваемого объекта. Они бывают различной ширины;

3) полировщики - инструменты с агатом (или другой камень) с их помощью полируют золото.
 

Используемые материалы включают:

- Лист.

- Клей из кожи кролика (используемый в грунтовке и смесях глины).

- Полимент.

- Материалы чтобы тонировать позолоченную поверхность.

В зависимости от проекта золочения, могут требоваться дополнительные инструменты и материалы.
 

Виды листового золочения

Водное золочение. Из двух типов золочения, водное золочение обеспечивает самую блестящую поверхность. Оно наиболее часто используется на рамах и предметах; и не используется для внешнего золочения.

Обычная последовательность шагов для водного золочения:

1. Клей наносят на дерево.

2. Несколько раз грунтуют.

3. Накладывают полимент.

4. При наложении золота, используют ликер позолотчика (вода и алкоголь); это  активизирует клей в полименте.

5. В этом пункте, можно оставить лист, как он есть, матовая поверхность или полировать до необходимой степени блеска. Часто, некоторые области оставляют неполированными, чтобы обеспечить контраст.
 

Золочение масляное (также известно как золочение матовое) использует масляный мордан, чтобы приклеить золото. Эта техника не позволяет листу полироваться, и таким образом не обеспечивает блестящий вид как у водного золочения. Масляное золочение позволяет золотить на более широком спектре поверхностей, чем водное. Эта техника используется для наружных работ.
 

Для начинающих позолотчиков сегодня существуют облегченные способы золочения "на смесях". Для этого предназначены различные готовые смеси (миксионы), которые только нужно нанести на изолированную основу перед накладыванием самого сусального золота.
 

Советы по нанесению золота
 

Во избежание прикасания к золотому листу, некоторые позолотчики работают в хлопковых перчатках. В помещении не должно быть сквозняка, чтобы легче было перемещать золотые листы. Толщина листа - всего доли микрона, поэтому поверхность под покрытие готовится тщательно, и любая пылинка может порвать лист.

Листок сусального золота или потали из книжки вынимают легким дуновением, помогая ему завернуться на нож. Этим ножом листок переносят на подушку, где его разглаживают и вырезают ножом нужную форму.

На поверхность лист переносится специальной кистью (лампемзелью), предварительно наэлектризовав ее, а затем проведя по руке, смазанной вазелином; старательно и очень осторожно лист разглаживается колонковой кистью, слегка постукивая волосом кисти или ватным тампоном по поверхности, и оставляется до высыхания.

В некоторых случаях (к примеру, при золочении металла) после накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты.

В начале золотят гладкие поверхности, а после - резьбу или орнамент. Золото наносят обязательно внахлест, места разрывов и трещины "фликуют" (от слова flick - слегка ударять резким быстрым движением).

После того, как золото высохнет, излишки золота, образованные на стыках, собираются в бумажный пакетик (они могут потребоваться потом, при постобработке изделия).

Не работайте в пыльном помещении, из-за пыли поверхность может потерять глянец.
 

Обработка позолоченной поверхности
 

Листы золота пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками золота.

Позолотный лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесенной основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 ч.) полируют пемзой, лощилом или агатовым (или кремниевым) зубком, чтобы лист ровно пристал к поверхности.

Так как покрытие листовым золотом подвержено внешнему влиянию, позолоченная поверхность для большей защиты покрывается лаками и обрабатывается дополнительно. Тогда поверхность будет невредимой десятки лет. Общепринято все имитаторы золота, а также само сусальное золото с примесями покрывать защитным слоем. Эту функцию выполняют шеллак или цапенлак.

К декоративной обработке на этом последнем этапе можно отнести разнообразные приемы, такие как золочение с поталиевой крошкой, использование треснувшей фольги, процарапывание, набрызг, покраска с эффектом растрескивания, сколы, нанесение патины, а также обработка поверхности кислотой и др. Применяется также выдавливание профиля, тиснение узора, чеканка, гравировка и т.д.
 

Другие виды золочения
 

Золочение краской. Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается "золотой" вид изделия. Такая краска может лишь имитировать сусальное покрытие.

Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.); либо разводится из него самим позолотчиком.

Золотая краска существует и в виде пасты. Пасты делаются, в основном, на основе пчелиного воска и натуральных металлических пигментах. Такими пастами иногда покрывают поверхность перед золочением, для придания ей различных оттенков, а потом золотят ее сусальным золотом, либо оставляют без него, ограничиваясь лишь покрытием лаком (так часто делают при реставрационных работах, восстанавливая лишь некоторые участки).

Золочение аэрозолем. Существуют аэрозольные краски, которые можно наносить на бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже стеновое покрытие; все что требуется от поверхности - нужно ее обезжирить.

Аэрозольные краски предназначены прежде всего для любительского художественного творчества, и, конечно, не дают поверхности такого качества, как после применения листового сусального золота.

Жидкое золото. Некоторые производители выпускают жидкое золото на основе растворителя. Его можно наносить кистью, тампоном, а также пером (используя жидкую поталь вместо туши). Наносится на разные поверхности (бумага, гипс, металл, дерево и т. д.). Впитывающие поверхности перед нанесением жидкой потали нужно прогрунтовать. После высыхания вскрыть специальным лаком (того же производителя, что и жидкая поталь).

Золото существует и в виде золотой пудры, наносится так же, как золотой порошок (разбавляется в виде краски или пасты).

 

К списку техник

 

Записаться на мастер-классы в Киеве можно по телефону  095 427-18-47