Кулинченко Надежда Васильевна

                                            

                                 

 


О художнике | Картины | Портреты | Art заказы | Курсы обучения | Мастер-классы | Индивидуальные уроки | Контакты


 

Мастер классы:

 

Акварель
Гуашь
Акрил
Букет цветов маслом
Свадебные бокалы
Лепка из полимерной глины
Масляная пастель и карандаши
Декупаж
Кракелюр (состаривание)
Батик: роспись по шелку
Роспись по стеклу
Роспись по фарфору
Роспись по дереву
Скрапбукинг
Золочение

 

Расписание
Техники

 

Роспись по стеклу
 

Существует множество специальных материалов, применение которых позволяет достичь замечательных результатов и открывает перед Вами широкие возможности. Научившись уверенно ими владеть, Вы захотите открывать все новые способы их применения.

Подготовка стеклянной поверхности сводится к ее очистке от грязи и пыли, а также к обезжириванию спиртосодержащими растворами.

 

1. История развития

2. Краски и как с ними работать

3. Дополнительные материалы

4. Краски

5. Кисти

6. Советы

 

 

История развития

 

Спасаясь от бури, богатый купеческий корабль укрылся в бухте. Мореплавателям хотелось обогреться, приготовить еду. Как на грех, берега бухты оказались песчаными и не нашлось даже нескольких камней для очага. Кто-то предложил принести с борта корабля несколько кусков соды (именно с этим грузом шло судно). Очаг был сложен, костер разведен. Плотно поужинав, купцы уснули. Когда же утром они вновь собрались вокруг импровизированного очага, их ожидал сюрприз. На месте вчерашнего костра они нашли несколько гладких блестящих пластин, через которые можно было смутно видеть свет. Согласно легенде именно так, совершенно случайно было изобретено вещество, которое мы называем стеклом. Конечно, первое стекло было совсем не похоже на то, что мы привыкли видеть в оконных рамах.

Нам трудно представить себе жизнь без стекла - без легкой, словно невесомой современной архитектуры «из стекла и стали», без такой привычной стеклянной посуды - от обыденных стаканов до уникальных авторских изделий, без разнообразных светильников, экранов телевизоров и т. д. А ведь было время (по историческим меркам совсем недавнее), когда окна из небольших стеклышек мог себе позволить только очень богатый человек. Остальные обходились слюдой, бумагой, бычьим пузырем. Как же темно было в тех домах!

Стекло было не только дорого, но и красиво. Путем добавления различных примесей люди научились изготовлять цветное стекло. Знаменитым стекольщикам Венеции под страхом смертной казни запрещалось выдавать секрет своего ремесла иностранцам. Если стекольщик скрывался за границей, его разыскивали и преследовали в духе лучших современных шпионских триллеров. Но, как когда-то столь же тщательно оберегаемый секрет получения шелка, секрет стекольного мастерства перестал быть тайной.

Эпохой торжества стекла можно назвать период готики. Из дорогого цветного стекла создавали замечательные огромные витражи соборов. Какое потрясение испытывал, наверное, житель тесного и грязного средневекового города, когда входил в собор! Собор был не только самым высоким зданием и символом города, его гордостью, но своим огромным внутренним пространством и сиянием света он создавал впечатление того, что человек находится на небесах. Ведь без помощи ангельских сил такое строительство невозможно! Утренние лучи солнца проникали в храм через витражи алтаря, потом, по мере того как светило совершало свой дневной путь, свет последовательно проходил через все витражи собора, с последними лучами покидая его через круглый витраж «роза» на западном фасаде храма.

Средневековье было периодом наивысшего расцвета искусства витража. Но ни сам материал, ни возможности его применения не были забыты и в более поздние времена. Иногда витражи занимали только часть окон жилого здания, порой украшено витражом было всего одно окно. Например, витражное окно есть в усадьбе А.П. Чехова в Мелихове. Таинственный и притягательный свет таких окон создает неповторимую атмосферу, ласкает взгляд.

Во время правления Петра I колоссальной популярностью пользовалась расписная стеклянная посуда. Как правило, надписи на рюмках, стаканах, штофах имели шутливый или нравоучительный характер: например, «Пей, да дело разумей». Дополнялись надписи рисунками с изображением бытовых сценок, веселых чертиков, иногда растительным рисунком.

В наше время интерес к украшению стекла возрождается. Изобретение современных, доступных и легких в работе материалов позволяет создавать иллюзию витража, не придерживаясь его традиционно трудоемкой технологии. Более того, подобные материалы позволяют оформлять не только стекло, но и прозрачный пластик. Благодаря этому значительно расширился ассортимент столь модных сейчас изделий «Hand made» («сделано вручную»), включая изделия от подарочных коробочек до открыток.

 

Краски и как с ними работать

 

В этой главе мы рассмотрим как краски, выпускаемые промышленностью, так и те, которые можно изготовить самим в домашних условиях.

Расписывая посуду, которую вы собираетесь использовать по прямому назначению, старайтесь наносить рисунок в таких местах, где он не будет соприкасаться с пищей. В этом случае изображение сохранится дольше, да и вы избегнете дополнительного контакта с химическими веществами. Хотя фирмы - производители красок часто выставляют это условие как желательное, но не обязательное, лучше не рисковать.

Контур при росписи стекла должен быть замкнутым, особенно при работе жидкими красками. В противном случае краски будут перетекать из одного участка росписи в другой и смешиваться. Иногда этот эффект можно использовать специально или не замыкать контур при прорисовке, например, складок одежды или прядей волос.

Краску-контур можно приобрести готовую, фирменную или использовать самодельные заменители. Если линия контура из фирменного тюбика кажется вам слишком толстой, используйте конусовидную насадку для контура, используемого при росписи ткани. Такие насадки имеют разный диаметр отверстия, легко моются. Если нет возможности приобрести готовый контур, то проще всего использовать в этом качестве масляную краску в тюбике. Купив краску нужного цвета, снимите с тюбика крышку и проделайте в запаянной горловине отверстие такого диаметра, какой ширины вы хотите видеть линию контура. На обезжиренную поверхность стеклянного изделия аккуратно равномерно выдавливают краску по линиям рисунка, лежащего под стеклом. Старайтесь покупать свежую, недавно изготовленную краску. В старых тюбиках масло отделяется от красителя и может вылиться на стекло жирными каплями. Обезжирить стекло после таких потеков довольно сложно. После завершения контура можно украсить его дополнительно. Если вы хотите, чтобы контур выглядел металлическим, как свинцовая пайка настоящего витража, присыпьте свеженанесенную краску серебрянкой или порошком бронзового цвета. Если для контура была использована цветная краска, в металлизировании нет необходимости.

Второй вид контура - пропитанная клеем ПВА и отжатая толстая шерстяная нить или шнур. Собрав нить в моток, потихоньку выпускают свободный конец и с помощью пинцета укладывают на стекло по линиям рисунка. Такой контур при нанесении требует большого внимания, так как случайно упавшая на поверхность стекла нитка оставляет на ней следы клея.

Вместо масляной краски в некоторых случаях можно использовать клей ПВА или «Момент», который наносят линией прямо из флакона. Клей ПВА должен быть густым, поэтому до нанесения контура флакон с клеем открывают и клей перемешивают. Готовый контур можно присыпать серебрянкой или бронзовкой в порошке. После высыхания клея порошок легко стряхивается с поверхности.

Каким бы ни был контур, расписывать начинают только после полного его высыхания. Ускорить высыхание можно при помощи фена, держа его на расстоянии не менее 35 см. Фен не должен быть слишком горячим.

Различные краски для росписи стекла, керамики, создания классического витража и съемные пленочные краски выпускаются в разных странах. Рассмотрим краски фирм «Maraby» (производство Германии) и «Idea» (производство Италии).
Краски фирмы «Maraby» делятся на несколько видов. Первый вид - краски, предназначенные для обжига в духовке. Серия «Ceramica» предназначена, как видно из названия, для росписи керамических изделий, а также изделий из фаянса, фарфора и терракоты. Используется для росписи любых гончарных изделий. После нанесения краску высушивают в течение примерно 4 ч, после чего обжигают в духовке при температуре 170°С в течение получаса. После обжига изделие можно мыть как вручную, так и в посудомоечной машине. Единственное условие: не использовать моющие средства, содержащие абразивные вещества. Серия дополнена контурами разных цветов, в том числе металлизированными.

У фирмы «Idea» также есть серия красок для керамики, предназначенных для обжига в духовке. Помимо красок, она включает растворитель и бесцветный лак, который используется и как разбавитель, и для покрытия уже готовой росписи для большей долговечности красок. В последнем случае роспись покрывают лаком после обжига, а затем обжигают повторно. При использовании лака как разбавителя с его помощью добиваются большей прозрачности краски, но нельзя делать это до бесконечности во избежание потери прочности красок. Также лаком можно разбавить подсыхающие во время работы краски, смешанные на палитре. Разбавитель добавляют буквально по каплям в краску во время работы, если замечают, что краска начинает сохнуть.

Эти краски можно наносить не только на керамику и фарфор, но и на стекло и даже металл. Перед нанесением красок поверхность тщательно обезжиривают. Сделать это можно с помощью посудомоечных средств, содового раствора, спирта и т. д. Обезжиривание основы необходимо при работе с любыми невпитывающими поверхностями, так как тонкая жировая пленка мешает сцеплению слоев красок с основой. После росписи краски высушивают в течение 2 ч и обжигают в духовке при температуре 170 °С в течение 30 мин. При росписи изделий с впитывающей поверхностью (например, терракотовых цветочных горшков) блестящие краски «Idea» становятся матовыми. Вот тут-то для возвращения блеска их и обжигают вторично, предварительно покрыв рисунок лаком.

Второй вид красок - краски, не нуждающиеся в тепловой обработке, так как они кристаллизуются при комнатной температуре. Этими красками можно обновить старый рисунок на фарфоре или украсить одноцветное изделие. Краски можно использовать для росписи фарфора и керамики. Наборы также комплектуются растворителем и бесцветным лаком. Растворителем можно разбавить краски и промыть кисти, а бесцветный лак используют не только для дополнительной защиты готовой росписи, но и для разбавления красок. При смешивании с растворителем краски получаются более прозрачными, акварельными. Тем не менее этим процессом нельзя увлекаться, так как чрезмерное разбавление делает краску жидкой и на вашей работе могут появиться некрасивые потеки, особенно если вы расписываете объемный предмет. Так что использовать растворитель надо с большой осторожностью. Кроме очистки кистей и разбавления подсыхающей краски, растворителем можно стереть свеженанесенный рисунок, если он вас не удовлетворяет.

Лак тоже имеет несколько функций. В качестве защиты, для большей долговечности им покрывают готовую роспись, причем можно сделать это в несколько слоев (лак наносят на полностью высушенную поверхность). Лаком можно покрыть пористую поверхность перед росписью, сделав ее гладкой. И наконец, лак также можно использовать как растворитель для смешивания красок или чтобы получить разную степень прозрачности краски.

Следует учесть, что при нанесении красок на пористую основу (если она предварительно не загрунтована лаком) может снизиться их яркость.

Краски, не нуждающиеся в обжиге, довольно прочные. Тем не менее расписанную ими посуду нельзя мыть в посудомоечной машине и сильнодействующими средствами для мытья посуды.

Еще один интересный вид красок для работы по стеклу и керамике, позволяющий менять украшения предмета и даже совсем убирать их, это краски серии «fan @ fancy» фирмы «Maraby». Особенность этих красок в том, что при работе они образуют пленку, которую можно снимать и переклеивать на любые гладкие поверхности. Краски выпускаются как по отдельности, так и в наборах. Кроме фирменных красок, можно приобрести пленочные съемные краски в отделах канцтоваров и игрушек в обычных магазинах. Там продают краски для детского творчества, как правило, сделанные в Корее. Их можно приобрести в наборах, состоящих как из собственно красок, так и вместе с пленкой для нанесения рисунка и образцами изображения. Если в наборе нет какого-либо определенного цвета, можно докупить его отдельно или попробовать смешать краски. Контурный состав при работе этими красками использовать необязательно, так как краски сами по себе создают толстую и прочную пленку, которую можно многократно снимать, переклеивать на другие поверхности и просто хранить в файле до следующего применения (например, тематические рисунки к Новому году).

Для работы молено приобрести специальную пленку, а можно использовать любую прозрачную папку. Под пленку подкладывают рисунок, на пленке его обводят контурным составом (если это необходимо), дают контуру высохнуть в течение примерно 2 ч и заполняют внутренние поверхности краской сразу из тюбика. Заостренный носик тюбика позволяет это делать. Чтобы добиться плавного перехода одного цвета в другой, краски смешивают прямо на пленке с помощью зубочистки или просто носиком тюбика. Для разных цветов надо брать разные зубочистки, а тюбик можно просто вытереть чистой тканью. Еще один вариант: наносить рядом, вплотную друг к другу точки 2-3 цветов. После высыхания общий цвет поверхности будет выглядеть смешанным, а при ближайшем рассмотрении можно будет увидеть точки составляющих цветов. Такой прием позволяет поверхности выглядеть более сложной, дорогой, даже драгоценной.

Дождавшись полного высыхания красок, перенесите готовый рисунок на поверхность. Снимать пленку нужно осторожно, особенно тонкие и мелкие детали рисунка (например, веточки - руки снеговика). Созданные с помощью съемных красок композиции могут быть крупными и совсем миниатюрными.

Одно их главных достоинств пленочных красок - возможность переносить рисунок с места на место. Это позволяет легко менять оформление как посуды, так и интерьера. Если рисунок надоел вам, просто снимите его. К тому же пленочными красками можно оформлять помещения с повышенной влажностью, такие как ванная комната. Конечно, лучше разместить изображения в местах, где вода не будет соприкасаться с ними, а влажного воздуха эти рисунки (в пределах своей долговечности) не боятся.

Съемные краски могут прослужить долго при бережном обращении. Если вы нанесли рисунок на внешнюю поверхность бокала, снимите его перед тем, как будете мыть посуду. Мыть изделие лучше всего в теплой воде с добавлением моющего средства. Не погружайте бокал надолго в воду! Кроме того, при любом, даже слабом механическом воздействии краска может повредиться. В то же время, если рисунок прикреплен, например, на банку для сыпучих продуктов, он прослужит долго. Да и во время использования по назначению украшенного бокала краска не повредится, если не царапать ее специально. Например, снеговички или елочки для украшения бокалов в новогодний праздник могут прослужить вам много лет, если после использования вы снимите их, аккуратно переклеите на пленку или вложите в пленочный файл до будущего Нового года.

Еще одно замечательное свойство этих красок: рисунок, сделанный ими, легко ремонтировать. Можно даже дорисовать утраченные детали любимой композиции. Вновь нанесенные краски во время высыхания присоединятся к рисунку, сделанному ранее. Для этого надо только слегка наложить краску восстанавливаемой детали на край сохранившейся части рисунка. Простота использования и возможность внесения поправок в уже готовый рисунок делает эти краски идеальными для детского творчества.

Предметам из прозрачного стекла можно придать неповторимость, используя уникальную стеклянную пасту фирмы «1с1еа». Паста состоит из множества мелких стеклянных шариков. Наносить ее можно по рисунку как жесткой кистью, так и шпателем (небольшая треугольная лопаточка для работы с красками). Работа шпателем позволяет накладывать пасту крупными рельефными мазками, что создает дополнительную игру света на поверхности. Матовая вначале, после высыхания в течение дня паста становится прозрачной. Рисунок, сделанный пастой, можно окрасить в любые цвета. Стеклянные шарики сделают игру красок еще более выразительной.

Для росписи стекла можно использовать и краски с блестками «Glitter» фирмы «Idea». Контур высушивают в течение суток. Приготовляют смесь из лака для стекла и глиттерного порошка в равных пропорциях. Блестки очень легкие, поэтому лучше не работать на сквозняке. Перемешав глиттер с наполнителем мягкой кистью, заполняют контур, равномерно распределяя блестки по поверхности. После высыхания изделие покрывают бесцветным лаком.

Блестки разных цветов и форм, называемые глиттерами, можно найти в любом магазине, торгующем художественными товарами, или в отделе канцтоваров. Глиттерами можно дополнительно украсить любую роспись. Не стоит лишь расписывать с помощью блесток изделия, нуждающиеся в частом мытье.

Еще один способ росписи позволяет имитировать роспись по ткани или создавать светлые рисунки на темном фоне. Для работы необходимо приобрести специальную резину для кэширования фирмы «Idea». После нанесения на поверхность резина превращается в эластичную пленку, которую можно легко удалить по завершении росписи. Для этого достаточно потереть ее пальцами. Если у вас нет возможности приобрести этот материал, попробуйте заменить его резиновым клеем, который тоже можно удалять после высыхания. Работать над рисунком можно двумя способами.

Первый из них - имитация техники холодного батика. Нанесите резину с помощью кисти на поверхность изделия по контурам рисунка, следя за тем, чтобы все участки рисунка были окружены замкнутой линией. После высыхания аккуратно закрасьте поверхность внутри контура. Когда краска высохнет, подцепите резину и снимите ее с поверхности. У вас получится рисунок с белым контуром, похожий на роспись белого шелка.

Второй способ основан на том, что краска не проникает на участки, покрытые резиной, и они сохраняют цвет основы. Нарисуйте резиной на основе, например, цветочки и горошек между ними. Дайте резине высохнуть. Теперь разведите нужный цвет, желательно темный. Равномерно окрасьте все изделие, включая рисунок, резиной. Если краска легла неровно, нанесите второй слой. После высыхания краски следы резины можно будет заметить только по игре света на поверхности. Резину подцепляют пальцем и удаляют. Пленка легко снимется, и вы увидите рисунок цвета основы на выбранном вами фоне.
В случае если вам негде приобрести специальные краски для росписи стекла, сделайте их дома самостоятельно. Самодельные краски бывают желатиновыми и на основе нитроцеллюлозного лака (НЦ). В качестве контура в домашних условиях можно использовать разные материалы. Целесообразнее расписывать самодельными красками плоскую поверхность (например, стекло кухонной двери). Стекло перед росписью вынимают из двери, кладут на горизонтальную поверхность (подложив под стекло рисунок) и обезжиривают. Работать будет удобнее, если стекло положить на раму, а снизу установить подсветку. В этом случае после переведения контура и после того, как он высохнет, подложите под стекло вместо рисунка лист кальки. Калька не позволит свету лампы слепить глаза, в то же время при использовании подсветки во время росписи можно лучше представить себе, как будут выглядеть краски на готовом изображении.

Для изготовления красок на основе желатина вам понадобится много металлических стаканчиков или кружек. В последнее время появились пластиковые стаканы, не боящиеся высоких температур. Например, часто в таких стаканах подают горячие напитки в кафе. Растворите сухие анилиновые красители для ткани в воде и, процедив, разлейте по стаканам. Концентрация красителя зависит оттого, насыщенный или прозрачный цвет вы планируете получить. В каждый стакан добавьте желатин в пропорции, указанной на пакетике, и оставьте для набухания. Когда желатин разбухнет, составьте все стаканчики в широкую посуду с высокими стенками и налейте воду так, чтобы уровень ее совпал с уровнем жидкости в стаканах. На такой водяной бане доведите желатин до окончательного растворения. Теперь красители готовы к работе.

Краситель равномерным слоем заливают в нужный участок росписи, огражденный контуром. Чем толще слой желатиновой краски, тем насыщеннее цвет. Для плавного перехода цветов (например, красного в желтый) налейте с одной стороны замкнутой поверхности желтый, с другой красный и смешайте их в месте соединения деревянной зубочисткой. Если вы задумали создать сложный цвет (например, зеленый), нанесите сначала на поверхность краситель одного (желтого или синего) цвета, а после застывания - слой красителя второго цвета. Когда желе полностью застынет, поверхность росписи надо протравить раствором квасцов (можно приобрести в аптеке). Так как протравливание длится несколько часов и раствор квасцов должен полностью покрывать площадь росписи, по краю стекла делают бортик из пластилина. Бортик должен быть узким и такой ширины, чтобы при помещении стекла обратно в проем двери следы пластилина закрылись штапиком. Раствором квасцов заливают роспись и оставляют на несколько часов, после чего раствор сливают, а изображение споласкивают водой. Закрепленные квасцами краски довольно долговечны. Готовое стекло вставляют в проеме кухонной двери и закрепляют. Такой витраж можно мыть раствором моющих средств или протирать влажной тканью.

Еще одну разновидность красок можно самостоятельно изготовить на основе нитролака НЦ. В качестве красителя используют пасту из стержней для шариковых или гелевых ручек. Любой цвет пасты имеет несколько оттенков, что позволяет разнообразить палитру; к тому же краски еще можно смешивать между собой. Для извлечения пасты стержни нарезают на небольшие кусочки, кладут в пузырек с ацетоном и оставляют до полного растворения пасты. Чтобы процесс растворения шел быстрее, пузырек периодически встряхивают. Примерно через сутки из пузырька извлекают пустые прозрачные трубочки, а полученную краску смешивают с прозрачным лаком. Чем меньше красителя, тем светлее и менее насыщен цвет. Смешав зеленый и красный цвета, можно получить коричневый, синий и красный — фиолетовый, синий и зеленый — бирюзовый. Смешивая краски в разных пропорциях, можно получить дополнительные оттенки каждого цвета. В качестве красящего вещества используют и сухие анилиновые красители для ткани. Краситель растирают до однородной массы с небольшим количеством лака в подогретой посуде (но не на огне!), после чего, непрерывно помешивая, добавляют лак до нужной насыщенности цвета.

Краску на стекло наносят тампоном или наливают тонким слоем. Так же, как при работе желатиновыми красками, краски на основе лака можно наносить слоями после высыхания предыдущего слоя, чтобы добиться нужной насыщенности цвета или получить новый цвет. В качестве контура для таких красок не стоит использовать масляную краску, так как она тоже частично растворяется ацетоном. Сделайте контур из шнура, пропитанного клеем ПВА, просто из клея ПВА или из специальной ленты, имитирующей пайку витража. Такие краски не требуют закрепления и быстро высыхают. Единственный их недостаток — сильный запах, поэтому работать необходимо в хорошо проветриваемом помещении.

И наконец, масляные краски. Для росписи используют художественные масляные краски. Для небольших работ достаточно детского набора масляных красок.

Масляные краски непрозрачны, поэтому их можно использовать только для росписи матовых поверхностей (стекло в двери, окно в подсобном помещении) или для оформления предметов быта.

Даже ничем не закрепленные масляные краски могут продержаться, например, на бокалах, несколько десятков лет при бережном обращении.

Разбавлять масляные краски лучше всего масляным покрывным лаком. Непосредственно перед работой краски выдавливают на палитру (или кафельную плитку, старую тарелку, кусок пластика) и добавляют немного лака. Смесь растирают до однородной консистенции сметаны и приступают к росписи. Преимущество этого способа в том, что изделия не нуждаются в последующей лакировке.

Расписанные масляными красками бокалы (например, в японском стиле) могут служить долгие годы. Краска стирается очень медленно, и постепенно утрачиваются только некоторые детали, которые при желании можно подновить. При росписи посуды для питья необходимо оставлять свободным верхний край, тогда рисунок не будет стираться от частого соприкосновения с губами.

Для росписи декоративных тарелок можно использовать темперные краски с последующей лакировкой. Рисунок таких тарелок должен соответствовать стилю и назначению интерьера. Например, на кухне гармонично будет смотреться натюрморт, а в детской - изображение забавной зверушки или игрушки. Умеющие хотя бы немного рисовать или срисовывать могут сделать копию подходящей по теме картины. При этом можно опустить кое-какие второстепенные детали и подробности, так как тарелка рассчитана на восприятие с некоторого расстояния.

Если вы не уверены в своих способностях, попробуйте сделать имитацию росписи. Для этого вам понадобится репродукция из журнала или открытка подходящего размера с рисунком нужной тематики. Дальше оформление зависит от формы тарелки, предназначенной для росписи. Если тарелка имеет углубленную центральную часть, то репродукция должна соответствовать ей по размеру.

Конечно, можно использовать рисунок меньшего диаметра, но тогда сложнее будет добиться впечатления именно росписи, а не имитации ее. Оформив центральную часть, края тарелки дополняют росписью в том же стиле. Это могут быть полоски, цветочки, геометрические фигуры и т. п.

Сложнее всего оформить репродукцией тарелки равномерно вогнутой формы. Во-первых, рисунок должен быть довольно большого размера, чтобы полностью закрывать поверхность; во-вторых, при подгонке рисунка по форме тарелки придется делать аккуратные незаметные вытачки. Следовательно, рисунок надо изначально подбирать с учетом такой подгонки. Здесь уже невозможно использовать репродукции картин, так как в вытачках могут пропасть важные детали (например, лица). Лучше выбрать цветочный рисунок на светлом или темном фоне с основным мотивом в центре. В этом случае вытачки можно расположить так, чтобы они не задевали основной рисунок.

Чтобы рисунок лучше лег по форме изделия и как можно меньше выступал над его поверхностью, бумагу, на которой он напечатан, максимально истончают. Например, открытку можно сначала расслоить с уголка, а потом аккуратно снять верхний слой с рисунком. Если бумага, на которой напечатан рисунок, расслаивается плохо или вообще не расслаивается, излишнюю толщину крайне аккуратно снимают самой мелкозернистой наждачной бумагой. Особенно тщательно обрабатывают края рисунка, чтобы переход от бумаги к поверхности изделия был как можно менее заметным. Чтобы еще лучше затушевать границу, сделайте вдоль нее простой орнамент того же цвета, что и края рисунка.

Для оформления изделий из керамики (например, цветочных горшков и кашпо) можно использовать многослойные салфетки с рисунком. Для этого осторожно отделяют от салфетки слой с рисунком, вырезают его по контуру и наклеивают на изделие.

Приклеивают рисунки клеем ПВА, осторожно разглаживая от центра к периферии и сдвигая края вытачек. Старайтесь не допускать образования складок. Если такое все же случилось, канцелярским ножом-резаком очень осторожно срежьте лишнюю бумагу. Если после высыхания на месте вытачек остаются следы или где-то нарушилась целостность бумажного слоя, разведите краску, подобрав цвет, максимально близкий к цвету фона. Этой краской закрасьте не только дефекты, но и фон вокруг поврежденных фрагментов рисунка. После высыхания изделие лакируют. Лак лучше использовать прозрачный, но не быстросохнущий (например, масляный лак пинен; продается в художественных салонах и отделах, торгующих художественными масляными красками).

 

Дополнительные материалы
 

Для работы с красками вам понадобятся в первую очередь кисти. Кисти должны быть обязательно круглые, с тонким кончиком, сходящим «на один волос». Это могут быть как традиционные колонковые кисти, так и синтетические. После работы кисти промывают в растворителе. Для желатиновых красок это горячая вода, для красок на основе лака НЦ — ацетон, для масляных красок — скипидар или специальный растворитель. Для фирменных красок выпускаются соответствующие растворители. После растворителя кисти промывают в теплой воде с мылом. Влажную кисть ведут ворсом вдоль куска мыла по направлению от черенка кисти к кончику волосков. Ни в коем случае нельзя тереть кисть ворсом о мыло с нажимом, иначе ворс кисти быстро вытрется и она станет непригодной для работы.

Хранить кисти нужно в вертикальном положении ворсом вверх. Не оставляйте кисть в жидкости, иначе ворс замнется на одну сторону, и исправить это практически невозможно.

Для нанесения красок на большие поверхности приготовьте тампоны. Сделать их можно из поролона и любых бытовых губок. Губки разной фактуры позволят по-разному оформить поверхность. Для изготовления тампона прямоугольный кусок губки обрезают до квадрата. Углы квадрата соединяют вместе и крепко перевязывают. Для большей плотности тампона перед связыванием концов квадрата в его центр помещают обрезки губки.

Простые карандаши понадобятся вам при создании рисунка на бумаге и для нанесения его на непрозрачную основу. Для перенесения рисунка может потребоваться копировальная бумага.

Для рисунка в натуральную величину необходима бумага большого формата. Это может быть и миллиметровка, и листы ватмана. Готовый рисунок помещают под стекло и обводят контур на стекле. В качестве образца рядом должен находиться рисунок, выполненный в цвете, который может быть небольшого размера. Если рисунок изобилует деталями или множеством пересекающихся линий, то во избежание ошибок в цвете раскрашивают изображение в натуральную величину. Для крепления рисунка и других вспомогательных работ вам может понадобиться малярный скотч (на бумажной основе). Такой скотч не оставляет следов на поверхности.

При росписи стекла желатиновыми красками придется по всему периметру сделать бортик, не позволяющий им стекать с края. Для этого подойдет пластилин, лучше для скульптурных работ. Дело в том, что красители используют в теплом виде, а мягкие виды пластилина для детей легче плавятся.
Для смешивания красок необходимо подготовить палитру. Это может быть просто кусок оргстекла или ненужная тарелка либо пластмассовая палитра с углублениями, которая продается в отделе канцтоваров. Для работы желатиновыми красками понадобится специальная палитра, состоящая из нескольких жаропрочных емкостей (по одной для каждого цвета), погруженных в горячую водяную баню.

Для работы методом тампонирования могут пригодиться разные виды губок и резины — от мочалок до ластиков. Ватные палочки хорошо подходят для работы в технике тычка.

Виды дополнительных материалов зависят лишь от вашей задумки. Можно не просто расписывать старую посуду и бутылки интересной формы, бокалы и вазы, стекло кухонной или балконной двери, но и создавать оригинальные и полезные сувениры. Для их изготовления пригодятся прозрачные пластмассовые коробки, футляры от аудиокассет и дисков для компьютера, стеклянные подсвечники из-под гелевых свечей, куски целлулоида и плотная бумага для открыток.

Для украшения пластмассовой поверхности стразами и другими объемными наклейками используйте клеевой термопистолет. Также для украшения может понадобиться бисер или стеклярус, различные блестки-пайетки.

Для изготовления трафаретов пригодится не только бумажный скотч и тонкий целлулоид, но и канцелярский нож-резак.

При изготовлении ваз из бутылок или баночек от кофе употребите для обмотки горлышек красивые шелковые или металлизированные шнуры и тесьму, которые можно дополнить помпонами, кистями или бусинами.

Остальные дополнительные материалы всегда есть в каждом доме, поэтому о них будет упоминаться в тексте при описании конкретного изделия.

 

КРАСКИ  для росписи по стеклу бывают нескольких видов.

Если Вы хотите сделать объемную работу, которая будет использоваться в чисто декоративных целях, то для этого лучше использовать краски на основе растворителя. Они лучше растекаются по большим поверхностям и ярче. Изделия, расписанные этими красками, после полного высыхания можно спокойно мыть в теплой или прохладной воде с мягкими моющими средствами.

Если же Вы планируете создать что-то не очень большое, что будет требовать частого мытья, будет постоянно подвергаться внешнему воздействию (кружки, бокалы и причее), то лучше воспользоваться красками на водной основе под обжиг. После обжига они очень устойчивы к внешним воздействия, изделия выносят даже мойку в посудомоечной машине.

Окна удобно декорировать пленочными красками: после высыхания сделанный ими рисунок без усилий отслаивается, что позволяет перенести его на любую поверхность.

Чтобы создать эффект витража, часто используют свинцовую ленту. Она продается в бобинах и легко режется, что позволяет получать детали необходимой длины. Оборотная сторона у ленты клейкая: удалив защитный слой, свинцовые полосы прикрепляют к поверхности. Плотного сочленения добиваются с помощью специального прижима: сначала его плоской частью проводят по поверхности ленты, а затем острием проходятся вдоль краев.

Распространенной заменой свинцовой ленты является аутлайнер (контур) – цветная паста, которую выдавливают на стекло непосредственно из тюбика. Первоначально краска - аутлайнер использовалась для разметки линий и прочерчивания контуров в витраже, но теперь эта краска, оставляющая на стекле и других поверхностях рельефные очертания, имеет более широкую сферу применения. Тонкая ровная линия ложится на поверхность узором любой сложности, затвердевает после высыхания и образует рельефный контур, не позволяющий краске растекаться. Аутлайнеры бывают разных цветов, но чаще всего используют черную, серую, золотую и серебренную. Аутлайнер, разбавленный водой, используют и как обычную краску.

Контур при росписи стекла должен быть замкнутым, особенно при работе жидкими красками. В противном случае краски будут перетекать из одного участка в другой и смешиваться. Иногда этот эффект можно использовать специально или не замыкать контур при прорисовке, например, складок одежды или прядей волос.

Каким бы ни был контур, расписывать начинают только после его полного высыхания. Ускорить высыхание можно при помощи фена, держа его на расстоянии не менее 35 см.

Другой способ обозначить контур рисунка – использовать малярную ленту. Она защищает от окрашивания участки поверхности, которые должны остаться прозрачными.
 

Кисти следует приобрести хорошего качества, чтобы они обеспечивали ровное нанесение краски и не оставляли щетинки на рисунке. Для начала выберите одну тонкую, одну среднего размера и одну толстую кисточки с синтетическим, а лучше натуральным ворсом. Некоторые рисунки наносятся шпателем или мастихином: это удобно при декорировании больших участков поверхности.

Чтобы фактура росписи приобрела большую эффектность, используйте либо жесткую щетинную кисть, выровненную обрезыванием кончиков волоса, либо кусок губки, либо даже скомканный мешок из пластика. Для изображения, наносимого водяными красками, можно пользоваться различными кистями или даже аппликатором, но расписывая стекло красками, основанными на растворителе, применяйте только кисть.
 

СОВЕТЫ:

· Пока краска еще не засохла, можно исправить ошибки с помощью ватной палочки, смоченной водой или уайт-спиритом (в зависимости от используемой краски). Чтобы выровнять край рельефного контура, можно, пока он еще не затвердел, использовать зубочистку.

· При работе с изделием сложной формы важно изначально продумать, как будет удобнее его держать. Чтобы не смазать уже нанесенную краску, расписывайте поверхность постепенно, высушивая готовые участки, прежде чем продолжать.

Для нанесения рисунка на поверхность стеклянного изделия нужны копировальная бумага, шариковая ручка и фломастер. В работе могут пригодиться также ацетатная пленка, палитра, разделочная доска, нож или ножницы, линейка, универсальный клей.

 

К списку техник

 

Записаться на мастер-классы в Киеве можно по телефону  095 427-18-47