Кулинченко Надежда Васильевна

                                            

                                 

 


О художнике | Картины | Портреты | Art заказы | Курсы обучения | Мастер-классы | Индивидуальные уроки | Контакты


 

Мастер классы:

 

Акварель
Гуашь
Акрил
Букет цветов маслом
Свадебные бокалы
Лепка из полимерной глины
Масляная пастель и карандаши
Декупаж
Кракелюр (состаривание)
Батик: роспись по шелку
Роспись по стеклу
Роспись по фарфору
Роспись по дереву
Скрапбукинг
Золочение

 

Расписание
Техники

 

Пастель

 

Пасте́ль [-тэ́-] (от лат. pasta - тесто) - группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.

Пастель изготовляется из тонко измельченных пигментов, смешанных с основой, такой как мел или глина, и связанных клеем для образования твердой массы. Затем эту массу нарезают, формируют в палочки и дают ей застыть.
 

1. История возникновения и развития

2. Художественные особенности

3. Материалы для пастельной живописи

4. Бумага для пастели

5. Вспомогательные материалы

 

История возникновения и развития

 

Пастель, первоначально вспомогательная, со временем стала одной из самых излюбленных техник величайших европейских художников. Она получила распространение с XVII века, достигла своего апогея в XIX веке, а ныне превратилась в одно из основных средств художественного выражения.

Техника пастельной живописи довольно молода по сравнению с другими классическими техниками. Из вспомогательного средства (ее прообраз - рисунок углем, использовавшийся для предварительных набросков) пастель превратилась в самостоятельную и богатую возможностями технику. Этому, несомненно, способствовали ее широчайшие возможности в передаче цветовых оттенков. Матовость и нежная бархатистая фактура - наиболее яркие эстетические особенности пастели. Живость красок и пленительная мягкость оттенков привлекали к ней художников (в основном портретистов) ХVIIVIII веков и импрессионистов XIX века, уделявших особое внимание передаче тончайших нюансов света и воздуха. Кроме того, пастель всегда готова к использованию, не требует добавления воды или растворителей, поэтому ею удобно работать не только в студии, но и па пленэре.

Пастель получила своё название от слова «а пастелло», которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи. В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Буше, Латур, Шарден, позднее Грёз, Лиотар, Делакруа. Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Каррьера. Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

В XVIII веке, в период заката французского абсолютизма, пастельная живопись наконец достигла пика своего технического совершенства. Ее признали достойной звания высокого искусства. Пастель стала излюбленным изобразительным материалом для многих известных художников той эпохи. Именно в это время художники научились максимально использовать ее возможности. Это был небывалый расцвет утонченной пастельной живописи: идиллический мир аллегорических персонажей, помпезные фигуры придворных, и в особенности женские образы, идеально подходящие для передачи в мягких тонах. - все это нашло воплощение в лучших образцах изобразительного искусства XVIII века.

ПАСТЕЛЬ ПОДРАЖАЕТ МАСЛУ

Со временем пастель по своим, возможностям стала приближаться к масляной живописи и достигла такого совершенства, что, глядя на некоторые портреты, созданные великими художниками XVII—XVIII веков, невозможно определить, выполнены они маслом или пастелью. Художники, стремившиеся в полном объеме использовать возможности новой техники, добились того, чтобы пастель с максимальной достоверностью и экспрессивностью, как и масло, передавала любую фактуру, объем, свет и цвет (в том числе лицо и тело человека).

Рост популярности пастели

С конца XVIII века пастель стала приобретать все более широкое распространение. Романтизм принес новое понимание искусства, живопись стала частью образования культурного человека, и молодые студенты из Северной Европы использовали свои художественные навыки для выполнения набросков во время путешествий в южные страны (главным образом в Грецию и Италию), куда они отправлялись изучать произведения искусства. Эти наброски зачастую выполнялись пастелью. Пейзаж стал привлекать к себе все больше художников, искавших средства для передачи мимолетных явлений природы. Пастель была одним из таких средств. Популярность приобрела также костумбристская живопись: бытовые сцены, изображавшие простых людей за их повседневными занятиями Пастельная техника идеально подходит для работы с натуры, а интерес к реальности сделал ее более независимой: теперь идеалом стало не подражание маслу, а воплощение красок реальной жизни.

Пастель в реализме XIX века

Реализм - это художественное направление, основным принципом которого является обьективное изображение действительности. Реалистическое искусство ХГХ века изменило прежние представления о красоте и отошло от канонов, установленных классицистами. Художник-реалист прежде всего стремится отображать настоящую жизнь, наблюдая обычаи и поведение людей своей эпохи. Предметом изображения становятся такие явления и реалии тогдашней жизни, как индустриализация, транспорт, места развлечений, мода. Из всех существовавших живописных техник пастель, наряду с акварелью, наиболее подходила для передачи мгновений постоянно меняющегося мира: она позволяла схватывать мимолетное, едва уловимое и в то же время реалистичное, воплощая его в экспрессивных линиях, растушеванных цветовых пятнах, мягких бликах Быстрая техника работы пастелью предоставляла художникам-реалистам широкие возможности, соединяя в себе спонтанность рисунка и цветовое богатство живописи.

Расцвет пастельной живописи: импрессионизм

В импрессионизме пастель достигает своего величайшего расцвета. Импрессионисты стремились передавать действительность цветом, считая его наиболее ярким средством художественного выражения, и пастель как нельзя лучше подходила для такой цели. Все крупнейшие художники-импрессионисты обращались к этой технике, пастель часто занимала центральное место в их творчестве.

Дивизионизм

Принцип этой техники заключается в том, чтобы использовать чистые, несмешанные цвета, которые наносятся по отдельности мелкими мазками, создающими оптическую иллюзию смешения. Таким образом, краски смешиваются в восприятии зрителя, а не на палитре или холсте, благодаря чему картины импрессионистов отличаются необыкновенной живостью и радужностью. Технику дивизионизма и подобного ему пуантилизма впервые стали использовать Ж. Сера и П. Синьяк

Пастель в живописи XX века

Многие художники-авангардисты XX века: постимпрессионисты, символисты, фовисты, экспрессионисты и др. - использовали для своих творческих экспериментов пастель, превратив эту технику водно из наиболее раскрепощенных средств художественного выражения. Некоторые художники комбинировали пастель с другими материалами, расширяя тем самым ее возможности. На протяжении всего века шло постоянное обновление концепций, тем и приемов, и пастель успешно адаптировалась к принципам и художественной манере каждого вышеупомянутого направления. Экспрессионисты вносили в пастельную живопись решительность мазков и насыщенность цвета-, символисты использовали ее возможности в передаче тончайших оттенков и нежную текстуру; постимпрессионисты продолжали экспериментировать с композиционной игрой чистых цветов.

 

Художественные особенности

 

Пастель находится на грани между рисунком и живописью. Пастель имеет более тысячи шестисот пятидесяти оттенков. Она и в самом деле и графична, и очень живописна. В пастели соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.
 

Материалы для пастельной живописи

 

Пастель - одно из самых чистых изобразительных средств - представляет собой мелкие спрессованные пигменты с небольшим количеством клея. Она не нуждается в разбавителях, не требует времени для высыхания и при нанесении на основу сохраняет свой цвет.

Трудно представить себе что-нибудь более простое, чем принцип работы пастелью: ее использование так же элементарно, как рисование мелом на стене.  Эта глава посвящена скорее описанию средств пастельной живописи, а не правил поскольку таковых, по сути, не существует: для работы ею не требуется ни кистей, ни растворителей, ни предварительной подготовки основы, ни дополнительных специальных приспособлений и подходит практически любая бумага. Однако кое-что знать все же необходимо. Например, что качество произведения напрямую зависит от фактуры бумага, что пастель бывает твердой и мягкой, (последняя легко крошится), а цвет бумаги влияет на общий тон. Обо всем этоми многом другом мы подробно поговорим ниже.

Разновидности

По типу пастель разделяют на   масляную, восковую и «сухую».

Хотя маслянная пастель – это принадлежность для рисования, ее маслянистые непрозрачные следы напоминают мазки масляной краски.

Одно из преимуществ масляной пастели заключается в том, что ее нелегко сломать или раскрошить. Это значит, она подходит для работы на пленэре. Кроме того, рисунок, выполненный масляной пастелью, не нужно защищать фиксативом.

Масляная пастель сочетается со многими принадлежностями. Нередко ее применяют наряду с масляными красками – при создании подготовительных эскизов и фактуры на готовой работе. Также масляную пастель часто используют как резервирующее средство. Масло, входящее в ее состав, отталкивает принадлежности на водной основе – например, тушь, гуашь, акварель. Так, водоотталкивающее свойство масляной пастели позволяет применять технику сграффито. Сначала твердую основу окрашивают тушью или акварелью, а когда краска высохнет, – масляной пастелью другого цвета. После этого твердым инструментом процарапывают слой пастели, открывая цвет краски.

Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты.

Существует два основных вида пастели: твердая и мягкая.

Пастель делают из порошкообразного пигмента и связующего вещества. Чем больше связующего вещества, тем тверже пастель. Твердая и мягкая пастель по-разному ведет себя в работе.

Мягкая пастель легко крошится и быстро закрашивает основу. Ее пигмент проникает в поры пастельной бумаги, а на поверхности остается пыль, которую нужно сдувать. Твердая пастель при таком же нажатии слегка царапает бумагу и медленнее ее закрашивает. Пигмент при этом в основном остается на выступах и почти не проникает в поры бумаги, поэтому изображение получается немного зернистым.

Некоторые производители выпускают твердые, средние и мягкие виды пастели. Но то, что у одного производителя называется твердой пастелью, у другого может быть средней, поэтому прежде чем купить, проверяйте ее на черновике.

Также пастель можно разделить на три группы: круглая, квадратная и пастельные карандаши (так как пастель разной формы подходит для разных способов рисования и форма в какой-то мере определяет способ применения пастели).

Круглая пастель (самая мягкая). Ее обычно называют художественной или профессиональной, поскольку старые мастера делали такую пастель сами. Она не очень подходит для линейных работ. Мелкие детали можно рисовать заостренным кончиком, но он быстро затупляется. Зато этот вид пастели незаменим, когда нужно закрасить большую поверхность: при использовании боковой стороны стержня получаются широкие полосы цвета. Круглая пастель, благодаря мягкости, хорошо растушевывается пальцем или торшоном.

Квадратная пастель (мелки, меловая пастель или мелки Conte)

В целом она тверже мягкой пастели и медленнее закрашивает бумагу. Этот вид пастели – современный эквивалент принадлежностей для рисования, с помощью которых создавали свои знаменитые рисунки Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Форма делает эту пастель универсальной. Вы можете рисовать кончиком, его боком, боковой стороной стержня или его гранью. Меловую квадратную пастель можно купить в традиционных землистых тонах (сиена жженая, умбра жженая, бистр и сангина). Кроме того, в продаже есть черные, серые, белые и разные яркие цвета. Меловая пастель идеально подходит для линейных и тональных рисунков, оставляя мягкую и выразительную линию.

Пастельные карандаши (пастель в деревянной оправе)

Ими легко работать, они не пачкают рук и незаменимы при создании приглушенных цветовых переходов.

Обычно такие карандаши тверже круглой пастели, поэтому они хорошо подходят для выполнения сложных линейных работ, деталей и штриховок. Поскольку в этих карандашах нет воска, их следы можно растушевывать и смягчать водой. Пастельные карандаши можно использовать наряду с круглой или квадратной пастелью, но только не с обычными цветными карандашами. Пастель скользит по поверхности, окрашенной такими карандашами.
 

Бумага для пастели

 

Для пастельной живописи подходит любая поверхность, обладающая достаточной шероховатостью. чтобы удерживать пигмент. Чаще всего это бумага. Единственное обязательное условие: бумага должна быть шероховатой (использование лощеной или мелованной и очень гладкой исключено). Гладкая поверхность, свойственная, например, бристольскому картону, бумаге для рисования карандашом, переработанной или упаковочной, имеет особенность: пигмент хорошо ложится на основу, легко растушевывается, но нанести второй слой уже невозможно, так как зернистая поверхность оказывается полностью скрыта первым слоем. Пигменты второго слоя уже не задерживаются на бумаге и сразу же осыпаются. 'Гак что бумага этого типа подходит только для эскизов или работ, не требующих нанесения густого стоя пигмента. В пастельной живописи наиболее широко используется бумага типа "Кансон": она обладает средней толщиной и умеренной шероховатостью, что делает ее подходящей для большинства работ.

Традиционная пастельная бумага мягкая и волокнистая. Она хорошо удерживает пигмент и бывает разных цветов и зернистости. Мелкозернистая бумага подходит для линейных работ, на более шероховатой – хорошо выглядят широкие размашистые штрихи. При работе с цветной бумагой задача художника несколько усложняется, т.к. если какой-либо участок бумаги останется не закрашенным, ее цвет становится составной частью рисунка. Таким образом, цветовая гамма, воспринимаемая нашим глазом, оказывается результатом смешивания цвета бумаги и цвета пастели. А в пастельной технике используют и другие виды бумаги:

· Кансон Ми-Тэнт – слабоклееная тряпичная бумага с нейтральным pH, производится во Франции. Обладает довольно мягкой поверхностью, подходящей для пастели, угля и мела, и имеет широкий диапазон цветов.

· Энгр – это один из наиболее широко используемых видов бумаги для работы пастелью.

· Бархатная бумага – известна также как ворсистая бумага, имеет мягкую бархатистую поверхность, которая придает пастельной живописи изысканный матовый вид.

· Наждачная бумага – грубая поверхность наждачной бумаги подходит для резкого, энергичного стиля работы. Поскольку довольно быстро срезает краску с пастельной палочки.

· Без фиксации – уникальные неровности на этой бумаге, напоминающей очень тонкую наждачную, – это тонкий слой мельчайших частиц пробки, который устраняет необходимость фиксации. Ми-Тэнт, имеет подложку из светлой плотной бумаги и не содержит кислоты.

· Бумага для угля – эта недорогая бумага годится для набросков пастелью. Однако она довольно тонкая и хрупкая.

· Акварельная бумага – благодаря своей износостойкости прекрасно подходит для работы пастелью. Выбирайте Not (поверхность средней шероховатости) или бумагу с грубой поверхностью; бумага горячего прессования для пастели слишком гладкая.

Тонирование бумаги. Вы можете тонировать белую акварельную бумагу, втерев измельченную темперу в неровности бумаги влажной тряпкой. Используйте этот же метод для модификации цветной бумаги для пастели.

Цветная бумага. Художники эпохи Возрождения, рисовавшие сангиной и мелом, обнаружили, что для придания работе особой выразительности молено использовать тонированную бумагу, На цветной основе легче добиться единства используемых тонов, и кроме того, некоторые участки можно оставлять не закрашенными, не боясь, что работа будет производить впечатление незавершенной. Помимо вышеуказанных преимуществ тон бумага благодаря хроматическому контрасту сильнее подчеркивает различия между используемыми цветами и позволяет быстро определять, какие из них лучше гармонируют друг с другом. Таким образом, цветная бумага изначально задает общий колорит работы: для достижения гармонии произведения -художник должен ориентироваться именно на пего.

Преимущества цветной бумаги. Правильно подобранный цвет основы не только облегчает задачу гармонизации цветового строя картины, но и усиливает ее выразительность. Однако строгих правил сочетаемости в данном случае не существует, Согласно общему принципу бумага теплых тонов лучше подходит для создания картин холодного колорита, и наоборот; с другой стороны, для работы очень светлыми красками следует выбирать темную основу, а для живописи в темных тонах - светлую. Исходя из этих базовых правил выбора цветной бумаги, художник должен следовать своим собственным, соответствующим его индивидуальной творческой манере. Ниже представлены несколько примеров живописных произведений, в которых цвет бумаги органически вписывается в общий колорит картины как один из полноценных элементов ее цветового строя.

 

Вспомогательные материалы

 

Пастельные бруски и бумага - основной материал для живописи пастелью. Однако помимо них художник должен иметь в своем распоряжении различные вспомогательные инструменты и приспособления, обеспечивающие удобство работы. Некоторые пастелисты предпочитают не пользоваться ластиками, но иметь их под рукой все же рекомендуется (как обычные каучуковые, так и клячки). К помощи ластика можно прибегать па любом этапе работы, попе следует сильно тереть им густо закрашенные участки; вы лишь размажете пастель. Крайне необходима и хлопчатобумажная тряпка: ею можно вытирать тельцы и распределять пигмент по бумаге. Для растушевки штрихов и мелких деталей (только в том случае, если пастель нанесена очень тонким слоем) можно использовать растушку. Помимо этого обязательно нужно иметь линкую ленту, кнопки и зажимы для закрепления бумаги па доске, а также канцелярский нож для разрезания бумаги, затачивания карандашей и, наконец, флакон фиксатива-аэрозоля.

ЛАСТИКИ Пастель довольно трудно корректировать, однако на начальных этапах работы, когда слой пигмента еще очень тонок, или по завершении произведения при необходимости осветлить некоторые детали можно смело использовать ластик. Пигмент1 легко пристает к мягким ластикам Остячкам), поэтому ими можно без труда удалять небольшие однослойные пятна: в то же время ввиду их недостаточной твердости клячками невозможно тереть поверхность, поэтому для подчистки обширных участков лучше использовать каучуковый ластик, каким Стирают графитовый карандаш. Ластиков низкого качества, оставляющих много катышков, повреждающих и пачкающих бумагу, следует избегать.

ДОСКИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ БУМАГИ В специализированных магазинах продаются различного размера доски с обточенными краями и ровной поверхностью, идеальной для закрепления бумаги. Такие доски выполняются из высококачественного дерева и стоят дорого. Если у вас нет возможности приобрести их, можно использовать вместо них лист фанеры или ДСП. При работе с ДСП есть одно неудобство: в него невозможно втыкать кнопки, поэтому для закрепления бумаги необходимо пользоваться зажимами или липкой лентой.

 

Сохранение рисунка

Законченная пастельная работа крайне чувствительна к разного рода внешним воздействиям. Пастельный рисунок нужно хранить так, чтобы красочный слой не осыпался и не претерпевал никаких изменений. От осыпания пастельную работу предохраняют с помощью фиксатива, который обеспечивает ее кратковременное хранение.

В дальнейшем рисунок пастелью хранят в папке, переложив листами папиросной бумаги. Для длительной сохранности пастельные работы рекомендуется оформлять в паспарту под стеклом.
 

Советы:

- сохраняйте обломки пастельных мелков т.к. они могут пригодиться в дальнейшем;

- во время работы с тремя-четырьмя пастельными мелками разного цвета одновременно рекомендуется держать под рукой развернутую хлопчатобумажную тряпочку. Расстелив ее на столе, Вы предохраните мелки от падения и от соприкосновения друг с другом. Также ею можно очищать мелки, испачкавшиеся от других мелков;

- полезно выработать у себя привычку систематизировать и раскладывать в определенном порядке кусочки пастельных мелков разного цвета, объединив их по цветовым группам;

- для предотвращения осыпания пастели с бумаги используется фиксатив. Чтобы его правильно нанести, баллончик с аэрозолем нужно держать на расстоянии не менее 15 см от работы, нажав на колпачок. Фиксатив следует разбрызгивать зигзагообразными движениями, стараясь наносить его равномерным тонким слоем.

 

К списку техник

 

Записаться на мастер-классы в Киеве можно по телефону  095 427-18-47