Кулинченко Надежда Васильевна

                                            

                                 

 


О художнике | Картины | Портреты | Art заказы | Курсы обучения | Мастер-классы | Индивидуальные уроки | Контакты


 

Мастер классы:

 

Акварель
Гуашь
Акрил
Букет цветов маслом
Свадебные бокалы
Лепка из полимерной глины
Масляная пастель и карандаши
Декупаж
Кракелюр (состаривание)
Батик: роспись по шелку
Роспись по стеклу
Роспись по фарфору
Роспись по дереву
Скрапбукинг
Золочение

 

Расписание
Техники

 

Роспись мебели

 

Сегодня декоративная роспись мебели – самый модный и доступный вид творчества в дизайне интерьера. Роспись мебели выполняется художниками вручную с использованием различных технологий, о которых будет идти речь дальше. Расписанная мебель внесет в Ваш интерьер яркий акцент и неповторимость. Заказать декоративную роспись мебели.

Для изготовления мебели чаще всего используют дерево. Это стулья, столы, комоды, туалетные столики, буфеты, шкафы для хранения различных вещей.

 

1. Техника декоративной росписи и подготовка поверхности

2. Материалы

3. Краски

4. Инструменты

 

Техника декоративной росписи и подготовка поверхности

 

Подготовка поверхности

Для получения наибольшего эффекта при декоративной росписи мебели очень важно, чтобы поверхность, которую вы будете расписывать, была гладкая и ровная, чтобы на ней отсутствовали старая краска, грибок, грязь.

Не смотря на то что предметы, с которыми мы работаем, уже лишены предыдущего слоя краски или лака, старую мебель необходимо обязательно очистить. К счастью, сделать это достаточно просто.

Старые сорта дерева, в особенности древесина хвойных пород, иногда бывают поражены жучком-древоточцем. Желательно оценить ущерб, нанесенный вредителем, и если он не столь велик, кистью или распылителем нанести специальный дезинфицирующий препарат Затем дырки нужно "запечатать" специальной пастой. Если позволяет размер, можно поместить предмет из дерева и большой пластиковый мешок, чтобы специальный состав мог воздействовать на мебель в течение нескольких дней.

 

Удаление краски

Самый распространенный способ очищения от старой краски - воспользоваться специализированным химическим средством. Пользоваться газовой горелкой нежелательно, поскольку она оставляет на дереве обожженные отметины, и лучше не пользоваться скребком или металлической щеткой (если только краска не отстает слоями), чтобы не повредить волокна дерева.

Средство для снятия старой краски - очень эффективное вещество желеобразной консистенции, которое наносят на поверхность петым слоем. Консистенция состава позволяет работать с выступающими или накладными деталями, углублениями или прорезями. Оставьте средство на 1 минут, чтобы оно впиталось в фаску, а затем скребком снимите ее прежде, чем этот слой снова высохнет. Внимательно следуйте указаниям производителя (они могут различаться). Не забудьте о необходимости проветривать комнату во время работы. Кроме этого, наденьте толстые резиновые перчатки, защитные очки и рабочую одежду.

После удаления краски желательно очистить поверхность тряпкой, увлажненной минеральным спиртом; это поможет нейтрализовать эффект средства для снятия краски. Наконец, дайте дереву высохнуть.

После того как старая мебель будет подвергнута такой очистке, декорируя ее, вы сможете получить такие же результаты, как и на новой мебели, готовой к росписи с момента приобретения.

 

Паста для заполнения изъянов

Следующий этап - заполнить изъяны или трещины в дереве. Наносите специальную пасту пластиковой гладилкой или мастихином, оставляя ее немного выступать, чтобы потом можно было зашлифовать наждаком заподлицо с поверхностью. После полного высыхания пасты обработайте наждачной бумагой со средним зерном всю мебель - всегда в направлении расположения волокон, а затем кистью удалите пыль.

Паста для заполнения изъянов чаще всего изготавливается из смеси клея ПВА с опилками. После того как она схватится, дерево можно морить или окрашивал» красками на водной основе. Не советуем заполнять глубокие изъяны восковым составом. Воск, изготовленный на масляной основе, не поглощает морилку и краску на водной основе.
 

Грунтовка

Подготовка поверхности зависит от техники росписи. В некоторых случаях необходимо нанесение грунтовки гессо. И грунтовка и герметик используются для одного и того же, но герметик является прозрачным средством, тогда как гессо - полупрозрачным Превосходная основа для любой техники декоративной росписи, при которой требуется гладкий белый фон, грунтовка используется на протяжении столетий как основа для росписи маслом по дереву, особенно в прикладном искусстве.

Традиционно грунтовку гессо изготавливают из смеси мела (побелки), агглютинативного производного па водной основе из шкур животных или казеина (его получают из молочных продуктов) и белого цинкового пигмента (китайские белила).

Сегодня можно приобрести в магазинах готовые к употреблению синтетические составы типа гессо. Их изготавливают из штукатурки, акрилового каучука и белого пигмента. Работать с ними достаточно просто, к тому же такой состав не портится.

Грунтовку наносят очень тонким слоем плоской кистью. После высыхания ее шлифуют мелкозернистым наждаком. Еще два слоя грушовки (при этом каждый слой необходимо обрабатывать наждаком) помогают получить очень гладкую поверхность, идеально подходящую для таких технических приемов, как -"фарфор". Поскольку гессо является полупрозрачным составом, не следует использовать его, если вы хотите подчеркнуть текстуру древесины.

 

Герметики

Подобно грунтовке гессо, они помогают подготовить поверхность дерева для росписи герметизируя ее. Без такого слоя дерево будет поглощать слишком много краски. Наиболее распространенные герметики изготавливают из смол, растворенных в спирте.

Особенно хорошо они подходят для дуба, поскольку у него чаще всего бывает естественно открытое зерно. Прозрачность герметикой позволяет полностью продемонстрировать великолепие текстуры.

Перед нанесением герметика обработайте древесину наждаком Затем повторно обработайтесь наждаком после высыхания первого слоя, а после этот нанесите второй слой герметика.

Чтобы убедиться, что герметик хорошо проникает в дерево, втирайте его в древесину круговыми движениями грубой тканью типа мешковины. Сотрите излишек другой тряпкой, всегда работая по направлению расположения волокон.

 

Материалы

 

Помимо герметика и грунтовки гессо, используемых для подготовки поверхности дерева перед росписью, применяются сдедующие материалы для росписи по дереву: морилки, воск, лак и другие продукты для конкретной техники декорирования, а также краски и разбавители дня красок.

Болес сложные технические приемы охватывают использование серебряной и золотой фольги либо инкрустации перламутром.

Сейчас мы подробно рассмотрим материалы и инструменты, которые вам понадобятся.

 

Морилки

Морилки — это жидкие пигменты, которые окрашивают дерево, позволяя видеть текстуру материала. Морилки могут быть изготовлены на водной основе, на масляной, на основе спирта, смешанного с очень мелко размолотыми пигментами

То, как дерево будет поглощать морилку, зависит от пористости древесины и оттого, как дерево было распилено. Наиболее пористые сорта древесины (миндальное дерево, береза, тополь) "возьмут" морилку любого сорта, тогда как менее пористые сорта требуют морилки на основе спирта. В более пористых частях дерева, например в местах между сучками, между волокнами дерева, поглощение красителя может варьироваться, позволяя получить эффект высвечивания зерна.

Морилки наносятся тряпкой всегда по направлению волокон. Следует хорошо защитить свою одежду, так как пятна не смываются, и надеть резиновые перчатки. Много лет назад морилки использовались только для того, чтобы сделать более светлые сорта дерева (ель или сосну) темнее, придав им вид более дорогих сортов (ореха или красного дерева). Однако сегодня разнообразие анилиновых красителей позволяет получить морилки, пригодные для самых разных сортов дерева, так что возможности декорирования безграничны.

В качестве альтернативы уже упомянутым морилкам профессиональные краснодеревщики по-прежнему используют традиционные химические протравы, которые вызывают химическую реакцию и таким образом изменяют цвет древесины. Один из наиболее широко используемых химикалиев — соль калия бихромовой кислоты (бихромат поташа). Когда се растворяют в воде, она дает возможность сделать дуб темнее, а у красного дерева светлого опенка позволяет получать более темный оттенок красного тона.

Точно так же раствор кристаллов перманганата поташа работает на древесине сосны, позволяя получить теплый коричневый оттенок. Пожалуйста, помните, что все химические красители ядовиты, так что с ними следует обращаться очень осторожно. Если вы не уверены в том, какой результат получится от применения конкретного химического продукта, рекомендуется опробовать его па дощечке.

 

Красители

Красители - пигменты, которые чаще всего смешивают с воском и наносят на дерево тряпкой. В отличие от морилок красители не проникают в текстуру дерева, но задерживаются на поверхности.

После полного высыхания воска дерево полируют» используя мягкую тряпку или шерсть.

Красители очень легко использовать, однако они не допускают последующего применения некоторых технических приемов, а также таких веществ, как, например, полиуретановый лак.

 

Деколоранты

Деколоранты уменьшают интенсивность окраски дерева. Этот процесс, традиционно используемый в изготовлении скандинавской мебели, снова входит в моду благодаря простому рустикальному виду обработанных таким образом изделий. Его можно использовать для удаления пятен и очистки старого дерева. Вы можете воспользоваться раствором щавелевой кислоты (1%-ной крепости) или готовыми составами, продающимися в магазинах. Следует очень осторожно добавлять кристаллы к воде, а не наоборот. Учитывая токсичность этих составов, обязательно проверьте, соблюдаете ли вы необходимые требования техники безопасности при работе с такими материалами.

Составы коммерческого производства бывают обычно несколько сильнее, чем раствор щавелевой кислоты; они помогут значительно осветлить натуральный цвет дерева. Их выпускают в двух отдельных бутылочках, и их нельзя смешивать - при смешивании может начаться очень опасная химическая реакция. Вначале нанесите на дерево слой жидкости из первой бутылочки, а затем» спустя несколько минут, нанесите содержимое второй бутылочки (в таком же количестве, как и из первой). Обесцвечивание происходит в результате процесса окисления; его необходимо нейтрализовать в соответствии с указаниями производителя.

Предварительную обработку дерева проводят синтетической кистью. Проветрите рабочее помещение и не забудьте надеть необходимую защитную одежду.
 

Воск

Пчелиный воск - натуральный продукт, широко используемый в качестве отделочного материала при производстве деревянной мебели: он придаст изделиям атласный блеск и делает их бархатистыми на ощупь. Воск помогает оживить дерево, сделать его оттенок более глубоким и повысить качество отделки.

Наносите воск мочалкой из гонкой стальной проволоки» втирая его в дерево широкими круговыми движениями. После этого хорошенько разотрите дерево, втирая воск шерстяной тряпкой или специальным электрическим инструментом для полировки. Разогретый воск втирать легче, и вы заметите, как появляется характерный блеск. В продаже имеются уже готовые окрашенные воски, подходящие для таких сортов древесины, как красное дерево, дуб или орех. Существуют также восковые составы, содержащие черный пигмент, они используются для того, чтобы получить "состаренный" или антикварный вид.

Перед нанесением воска рекомендуется покрыть чистую древесину герметикой.

 

Лаки

Лак - это прозрачная краска, при высыхании которой образуется твердая блестящая поверхность, защищающая изделие от сырости и насекомых портящих древесину. Чаще всего лаки состоят из растворителя, быстровысыхающего масла (олифы) и смолы.

Лаки можно классифицировать в соответствии с получаемой отделкой:

- блестящий лак, подходящий для таких видов отделки, как эффект черепахового панциря, или других приемов, требующих высокой степени блеска. Это самый прочный лак, однако при этом па поверхности изделия будут прекрасно видны любые изъяны.

- атласный лак - самый разнообразный и наиболее часто рекомендуемый для получения теплого чистою эффекта.

- матовый лак, дающий достаточно тусклую отделку, рекомендуею для предметов мебели, которые должны выглядеть рустикально, к тому же матовый лак позволяет скрыть изъяны.

Наиболее часто в декоративной росписи по дереву, в зависимости от составов, используются следующие лаки:

Лаковые растворы, которые наносятся вручную. Этот традиционный метод все еще используют краснодеревщики и реставраторы, чтобы покрыть лаком ценные предмета мебели. Покрытие проводят, втирая состав в поверхность круговыми движениями при помощи маленького мешочка из ткани, наполненного кристаллами лака, который пропитывают растворителем. Несмотря на то что такой метод помогает получить тонкий, кристально прозрачный слой, покрытие не будет долговечным, а сам процесс чрезвычайно трудоемок. Этот метод рекомендуется только для антикварных предметов.

Лаки на мастной основе состоят из быстровысыхающих масел (например»льняного масла) и твердых смол. Они высыхают медленнее, сильнее пахнут и со временем могут желтеть. Многие новые составы, такие, например, как синтетический лак, пользователя которыми проще и дешевле, последнее время пришли на смену старым лакам на масляной основе.

Полиуретановые лака изготавливаются из полиэстера или акриловых смол, благодаря чему удастся получить очень долговечную отделку. Они хорошо выдерживают повышенную температуру и влагоустойчивы, ими можно воспользоваться, чтобы герметизировать иолы и мебель, предназначенную для улицы. Некоторые из самых стойких полиуретановых лаков требуют добавления катализатора.

Синтетические лаки, которые имитируют более традиционную китайскую отделку лаком, состоят из нитроцеллюлозы и пластикового компонента Лаки с сильно выраженным блеском могут также содержать маслиновую смолу (полиэфир-маслинат), которая помогает придать изделию невероятно яркий блеск даже после первого нанесения. Эти лаки известны отличным блеском и легкостью нанесения. Тем не менее, хотя они очень прочны, не рекомендуется покрывать ими полы или мебель, предназначенную для использования па улице, поскольку при переменах температуры на таких покрытиях образуются трещины Натуральные лака. Больше всего известны лаки восточного происхождения. Натуральный лак изготавливают из фильтрованной древесной смолы. Его наносят несколькими слоями которые после высыхания помогают получить очень твердую износоустойчивую поверхность. Даммаровый растительный лак содержит даммаровую смолу с Суматры, а мастиковый лак изготавливают из смолы мастикового дерева с греческого острова Хиос. В наше время эти лаки применяются редко.

Синтетические лаки состоят из смол и быстровысыхающих масел разбавленных в углеводороде. После высыхания они образуют очень прочную пленку, весьма износоустойчивою и стойкую к переменам температуры и воздействию химических веществ. Цветные лаки содержат пигмент, подобно синтетическим лакам, они очень прочны (поскольку выпускаются на одной и той же основе).

 

Эффект кракле

Состав для кракле - это вещество, приводящее к появлению па поверхности множества мелких трещинок-кракелюров, чтобы создать эффект окрашенной старой древесины. Этот состав наносят художественной кистью на уже обработанную поверхность. Количество состава зависит от того, какое количество трещин вы желаете получить. Эффект кракле можно подчеркнуть нанесением состава для получения эффекта патины.
 

Патина

Это темное вещество, используемое в декоративном оформлении древесины для получения старого или антикварного вида. Самый популярный вид патины - асфальт, который используется так же для состаривания позолоченных предметов.

Патину наносят кистью и затем тут же растирают тряпкой по поверхности до получения желаемого эффекта.
 

Жидкий резист
Жидкий резист - это продукт на основе жира, который применяют, чтобы защитить области, которые вы не хотите покрывать морилкой. Он нередко используется для получения очень заметных декоративных эффектов.
 

Металлическая фольга

Для выполнения технических приемов, включающих золочение, потребуются листы золотой фольги или золото. Разумеется, имитация золота стоит намного дешевле, хотя эффект будет почти такой же. Золотой лист очень тонок и требует деликатного обращения. Имитацию или настоящую золотую фольгу наносят небольшой кистью на слой специального лака для золочения, который действует как связующее вещество.

 

Краски

 

Химическая индустрия выпускает огромное разнообразие красок для самого различного использования. Помимо традиционных красок, красок с блеском и эмульсий, можно приобрести антикоррозийную, пожаробезопасную, металлическую, нетоксичную, битумосодержащую краску, краску, защищающую поверхность от древесных вредителей.

Кроме этого, благодаря компьютерной информации, многие магазины сейчас предлагают широкий ассортимент красок с тончайшими нюансами разнообразнейших оттенков, которые можно получить путем смешивания.

Разумеется, такой широкий выбор может смутить начинающего. Именно поэтому мы ограничимся простым объяснением того, какие краски, описанные на нашем сайте, были использованы при декорировании мебели.
 

Акриловые краски

Почти во всех технических приемах, которые мы описали, была использована акриловая краска. предназначенная для декоративного оформления изделий. Эта краска содержит гуашь (акварельную краску, в которой пигменты связаны клеем; в ней более светлые тона содержат непрозрачный белый), поскольку она покрывает поверхности лучше, чем обычная акриловая краска. Эти краски выпускаются на водной основе, таким образом, пользоваться ими очень просто: они быстро сохнут, не имеют запаха, а инструменты и кисти после использования очень легко очищать. Такие краски идеально подходит почти для всех проектов, описанных у нас. Если требуется больше времени для высыхания, акриловую краску можно смешать с веществом-ретардантом (составом, замеряющим высыхание) и пользоваться ею как краской на масляной основе.

В магазинах представлены различные сорта краски со схожими характеристиками широкой цветовой гаммы. Знайте, что различные производители могут использовать разгоне названия для одного и того же цвета.

Благодаря добавлению небольшого количества воды и латекса акриловой краской можно пользоваться как глазурью, если этого требует определенная техника.

Готовая глазурь, придающая цвет и глубину обработанной древесине, продается в виде жидкого полупрозрачного раствора. Период высыхания глазури можно изменять, чтобы хватало времени для получении того или иного декоративного эффекта.

 

Мастные краски

Масляные краски состоят из мелко размолотых пигментов, смешанных с высыхающим агентом,  чаще всего - льняным маслом. После тот как масло высыхает, на поверхности образуется прочная водонепроницаемая пленка, которая с годами становится тверже. Масляные краски обойдутся дороже, чем акриловые, а кисти придется очищать минеральным спиртом (а не водой).

Благодаря своему несравненному насыщенному цвету, . а также прозрачности масляная краска широко используется художниками на протяжении многих столетий. Качество акриловой краски может сравнятся с качеством масляной краски, однако, поскольку масляной краске требуется больше времени для  высыхания, ею рекомендуется пользоваться, когда для выполнении проекта требуется более длительное время.
 

Акварельные краски

Акварельные краски изготавливают из мелко растертых пигментов, которые связываются на основе гуммиарабика. Акварельную краску наносят влажной кистью. Если масляные краски хорошо подходят для нанесения ярких, насыщенных цветов, акварельными можно пользоваться для получения легких цветов с изящной прозрачностью.

 

Инструменты

 

Для работы в некоторых базовых техниках, потребуется не так уж много инструментов. Возможно, некоторые уже хранятся в вашей коробке с инструментами; если же нет - их без груда можно приобрести в специализированном хозяйственном магазине или заказать у поставщика товаров типа "Сделай сам".

Для некоторых видов отделки требуются специальные инструменты, такие, например, как драгтер или флоггер (для создания полос); термины и техника будут разъяснены позднее. Эти инструменты продаются в специализированных анализированных магазинах.

 

Кисти

Кисти изготавливают из щетины; вставленной в прочную деревянную рукоять. Они бывают различною размера; плоские классифицируют по ширине. Возможно, это самые разнообразные и необходимые инструменты, когда речь заходит о декоративном оформлении мебели.

Советуем сразу же приобретать кисти хорошего качества. Если после использования вы будете как следует очищать их, они помогут вам получить отделку хорошего качества и прослужат многие годы. Дешевые кисти легко разваливаются, и во время работы из них может выпадать щетина.

Если вы намереваетесь работать не только с масляными красками, но и с синтетическими, советуем приобрести различные типы кистей для каждого из красящих средств. Художественные кисти используют для точной детальной росписи. Существуют различные типы кистей в зависимости от щетины; их делают из шерсти таких животных, как куница или барсук. Выпускаются также более дешевые кисти, изготовленные из синтетических волокон или шерсти других животных. При работе в технике свободной росписи рекомендуется иметь под рукой набор самых разнообразных кистей.
 

Скреперы и мастихины

Скреперы используют для удаления старой краски, причем и скрепер, и мастихин можно использовать для нанесения пасты, заполняющей трещины. Очищайте инструменты сразу же после использования - высохшую краску, пасту или другие составы очень трудно удалить, нередко это приводит к повреждению инструмента.
 

Наждачная бумага

Если вы стремитесь получить совершенную отделку, очень важно как следует отшлифовать все поверхности при помощи наждака. Наждак выпускается различной степени зернистости и разного размера зерна - от очень мелкого до грубого. Степень зернистости бывает обозначена на обратной стороне наждачной бумаги. Мелкозернистая наждачная бумага черного цвета обычно используется для шлифовки лака, она подходит для влажных поверхностей и для тех техник, где очень важно избежать появления пыли. Наждак коричневого цвета подходит для общего использования.

Для того чтобы эффективно пользоваться наждаком, оберните его вокруг пробки или куска дерева. В качестве альтернативы наждаку можно использовать абразивную губку для обработки более сложных участков поверхности, таких как углы или углубления.

Если вы предпочитаете пользоваться электрическим шлифующим инструментом, например, если вы обрабатываете мебель большого размера, необходимо использовать тип прочного наждака, специально предназначенного для электрических шлифовальных инструментов.

Возможно, вам понадобятся кое-какие специальные инструменты, включая следующие:

Трафаретные кисши: у них короткая рукоять и компактно собранная щетина.

Драггер или флоггер: кисть с длинной толстой щетиной, обычно изготавливается из конского волоса: ее применяют для создания эффекта полос.

Кисть для смягчающего эффекта: более мягкая кисть, изготовленная из волоса куницы или барсука; волос крепится непосредственно на деревянной рукояти. Этой кистью пользуются для того, чтобы осторожно распределять краску и смягчать полученный от росписи эффект.

Гребень: гребень изготавливается из стали или резины, выпускается различного размера и различной ширины. Им проводят по еще влажной глазури, чтобы получился эффект полос.

Прибор для выжигания: электрический инструмент, напоминающий паяльник: используется, чтобы выжигать узоры по дереву.

Перья: их применяют для имитации прожилок в мраморе.

Губки: используются при обработке поверхностей. Синтетические губки очень жесткие, поэтому мы рекомендуем приобрести натуральные губки, они мягче и более разнообразной текстуры.

Тряпки: без них никак не обойтись, причем они используются не только для очистки поверхности и инструментов и нанесения патинирующих составов, но и для полировки воска (лучше всего подойдет шерсть), нанесения герметика (используйте что-то типа дерюги или мешковины) или покрытии лаком вручную (используйте хлопчатобумажную ткань).

Мочалка из стальной проволоки: используется для нанесения воска и разглаживания лака.

Ветошь: используется для нанесения цветных морилок и некоторых видов лака.

Специальная красящая лента: используется для контурирования поверхности на которой вы будете работать, а также как резист защиты тех участков, которые должны остаться непрокрашенными. Эта крепящая лента используется еще для закрепления шаблонов ими удержания на месте небольших кусочков дерева при склеивании.

 Металлическая линейка: ее используют для измерения и проведения прямых линий.

Универсальный нож для поделок: используется, помимо прочего, для того, чтобы аккуратно срезать тонкие слои дерева и обрабатывать нахлесты.

Гравировальные инструменты: выпускаются самого различного размера, применятся для того, чтобы вырезать узоры на металлических листах или дереве, а также для нанесения золотой фольги.

Отвертки и плоскогубцы: пригодятся, чтобы извлекать гвозди или шурупы, если необходимо разобрать какую-либо мебель.

Дрель помогает аккуратно ввинтить шурупы в дерево, не расщепляя его: к дрели также можно прикрепить диски для обработки наждаком или шлифовки (полировки).

Штихель или стамеска: могут быть использованы для удаления клея с антикварных предметов, благодари чему удастся избежит, применения химикалиев.

Паяльник: используется для растапливания кусков воска и лака.

Прессующий валец (роллер): используется прессовки листов дерева, которые должны быть наклеены на поверхность.

Клеевой пистолет или степлер: используются в том случае, если какой-либо мебели требуется новая обивка.

Переводная бумага (калька) и копировальная бумага: используются для обведения рисунков и перевода их на поверхность, подлежащую обработке.

Резиновые перчатки: защищают руки при работе с морилками или красителями, а также при использовании абразивных продуктов.

Маски (респираторы): их необходимо надевать при обработке древесины наждаком особенно если в пыли содержатся металлические частицы.

Тряпки, куски полиэтилена газетная бумага: защищают мебель от пыли и пол от брызг краски.

Банки и бутылочки различного размера: их используют как контейнеры для красок, глазурей или лаком, которыми вы будете пользоваться.

Для продуктов на масляной основе лучше всего использовать металлические контейнеры.

Палочки для размешивания: старые ложки или палки: их можно использовать для размешивания и смешивания краски либо других продуктов
 

 

К списку техник

 

Записаться на мастер-классы в Киеве можно по телефону  095 427-18-47